на главную POISK-IT
 СобытияО компанииПродукцияРешенияТехнологииКонтактыПубликации
poisk-it
На главную Публикации

Большой резерв в росте качества работы с гражданами заложен в применении современных информационных технологий

CNews Analytics, обзор «ИТ в органах государственной власти 2010»

Алексей ЛюбимовАлексей Любимов : Большой резерв в росте качества работы с гражданами заложен в применении современных информационных технологий

На вопросы CNews отвечает Алексей Любимов, генеральный директор НТЦ «Поиск-ИТ».

CNews: Как вы оцениваете современный уровень информатизации органов государственной власти РФ как федерального, так и регионального уровня? Насколько они технологически готовы к внедрению современных автоматизированных систем государственного управления?

Алексей Любимов: Вопрос очень интересный и неоднозначный. Уровень информатизации органов госвласти неоднороден как по ведомственной принадлежности, так и по регионам. В этой связи дать интегрированную оценку довольно затруднительно. Но смело можно говорить о тенденциях, которые, в конечном счете, и задают этот уровень информатизации. Первая по значимости тенденция – это серьезное внимание высшего руководства страны к проблеме повышения эффективности государственного управления за счет использования информационных технологий. Она же, не напрямую, но косвенно, определяет вторую тенденцию - повышение уровня финансирования данного сектора управления. Третья, не менее важная тенденция, которую мы отмечаем в своей работе, – это появление высокопрофессиональных ИТ-специалистов  в органах государственной власти РФ, которые демонстрируют не только технологическую, а в большей степени психологическую готовность к внедрению и использованию автоматизированных систем в структуре государственного управления. Можно отметить их нацеленность на повышение эффективности решаемых государственным органом задач, а не на, собственно, технологии. Конечно, все познается в сравнении, и всегда легче давать сравнительные оценки. Ясно одно – при этих условиях уровень информатизации будет неуклонно повышаться. В перспективе есть, над чем поработать.

Экономический фактор является необходимым, но не достаточным условием информатизации органов федерального и регионального уровня. Бюджет органа государственной власти во многом определяет финансовые средства, выделяемые на цели информатизации, соответственно, и ее уровень.

CNews: Какие информационные системы наиболее востребованы госведомствами на настоящем этапе – это системы сбора информации, аналитические системы, системы поддержки принятия решений и т.п.? Чем, на ваш взгляд, обусловлены такие требования госведомств к автоматизации?

Алексей Любимов: Пожалуй, начну отвечать на вторую часть данного вопроса, так как частично уже затронул эту тему в ответе на первый. В последние годы набирает серьезные обороты реализация в органах государственной власти так называемых ситуационных центров. В большинстве случаев они представляют собой инфраструктуру для групповой и удаленной работы на основе технологий отображения и видеоконференцсвязи. Такой подход имеет право на жизнь и, безусловно, полезен, но это только часть ситуационного центра такого рода. Как я уже отметил, все большее количество ИТ-специалистов и руководителей ведомств понимают, что ситуационные центры (комнаты) должны иметь сутевое наполнение - быть обеспечены соответствующим персоналом и инструментами информационного и аналитического обеспечения для повышения эффективности и своевременности принятия управленческих решений. Таким образом, возникает потребность в системах сбора и обработки первичной информации, ее систематизации, аналитической обработки, а также в системах моделирования и прогнозирования развития политических, социально-экономических, отраслевых и другого рода ситуаций. Все это можно отнести к системам поддержки принятия решений.

CNews: Вашей компанией разработана информационно-аналитическая система (ИАС) «Лавина». Расскажите о ней подробнее. Каким образом ее внедрение может способствовать повышению эффективности деятельности органов государственной власти?

Алексей Любимов: Наш самый востребованный продукт - ИАС «Лавина» - проектировалась и создавалась как специализированная система поддержки и принятия решений для органов государственной власти. Соответственно, она имеет полный встроенный цикл обработки информации от первичного сбора до элементов моделирования и прогнозирования ситуации. Система имеет высокий уровень автоматизации за счет применений передовых технологий, основанных на принципах искусственного интеллекта (распознавание графических и акустических образов), что позволяет не привлекать персонал для первичной обработки таких возможных источников информации как радио, телевидение и интернет.

ИАС «Лавина» обрабатывает как структурированную, так и не структурированную информацию от различных источников более чем на 200 известных языках, легко масштабируется. Существует масса примеров эффективного решения задач, стоящих перед разными ведомствами с применением данной системы. Важная область применения – это обеспечение взаимодействия с гражданами и СМИ для понимания проблем населения, их адекватной оценки и оказания влияния на развитие ситуации. Наличие обратной связи при взаимодействии государства и граждан является одним из ключевых направлений совершенствования их деятельности.

CNews: Какие решения, на ваш взгляд, могли бы способствовать тому, чтобы обращения граждан действительно рассматривались и учитывались при работе ведомств?

Алексей Любимов: Провокационный вопрос. Замечу, я не думаю, что они не рассматриваются и не учитываются, а положительные примеры у меня есть. Скорее здесь надо вести разговор о повышении качества работы с населением. Согласен с Президентом и Правительством РФ, что большой резерв в росте качества работы с гражданами заложен в применении современных информационных технологий. В разговоре с вами пришла одна идея. В мире широкое применение нашли автоматизированные системы сервисного обслуживания, в которых, кроме всего прочего, реализована функция эскалации некого события, если оно не было закрыто в отведенное для его обслуживания время. Поясню: если нерадивый чиновник не отработал обращения гражданина в установленные сроки, то об этом автоматически информируется его непосредственный руководитель и т.д. Конечно, это идеализированная картина и применима она к чаяниям отдельного гражданина.

Интегрированная же оценка работы ведомства в глазах населения (электората), отраженная в обращениях граждан, либо в СМИ, возможна с помощью таких систем как ИАС «Лавина». Приведу простой пример. Одним из элементов системы является модуль оценки смыслового содержания телефонных обращений граждан без участия операторов. Так, во время «прямой линии» поступают миллионы звонков от граждан РФ. Не открою секрета, что далеко не все звонки можно обработать в реальном масштабе времени вручную без применения технологии смыслового анализа. Мы владеем такой технологией. Наша система позволяет провести классификацию и категоризацию по высказываемым проблемам, определить социальный статус, пол и т.д. На этих данных уже возможно построение разного рода аналитических отчетов для их дальнейшего использования.

CNews: Обеспечение безопасности граждан является одной из основных задач государства. Какие автоматизированные средства сбора и анализа информации могли бы способствовать предотвращению террористических актов? Насколько анализ сведений, содержащихся в открытых источниках (таких как СМИ, ТВ, радио, интернет и т.п.), способен влиять на эффективность антитеррористической деятельности?

Алексей Любимов: На данный вопрос отвечу кратко известными словами контр-адмирала Захария в вольной интерпретации: "Девяносто пять процентов нужной вам информации находится в открытых источниках". Между прочим, сказаны эти слова были не в наш век информации, а в годы Второй мировой войны, когда этот доблестный военачальник с грузинской фамилией возглавлял военно-морскую разведку США. Так что, делайте выводы. Добавлю только, что борьбу с террористами надо вести не только силой оружия, но и на информационном поле. Для иллюстрации приведу два небольших примера. Во-первых, использование информационно-аналитических систем позволяет своевременно выявлять «информационные атаки» террористов и оперативно определять эффективные меры противодействия. Во-вторых, анализ информации СМИ, радио и ТВ позволяет оценивать социальное, экономическое, криминогенное состояние региона (субъекта федерации) и, соответственно, определять на ранней стадии негативные тенденции изменения ситуации, возникновения условий, благоприятных для развития терроризма и эктремизма.

Кроме того,  сейчас НТЦ «Поиск-ИТ» заканчивает разработку концепции всеобъемлющей системы контроля безопасности в масштабах города, которая включает в себя возможность интеллектуальной работы с различными видами сенсоров, установленных на большой территории, как на элементах транспортной инфраструктуры, так и непосредственно в подъездах многоквартирных домов. Под датчиками или сенсорами понимаются устройства от видеокамер различных диапазонов до специализированных устройств обнаружения взрывчатых веществ.

CNews: Какие компетенции вашей компании наиболее востребованы государственным сектором в последнее время? Какие проекты вы могли бы обозначить как наиболее интересные? Расскажите о них подробнее.

Алексей Любимов: Безусловно, наша основная компетенция -  интеллектуальная обработка неструктурированной информации. Именно эта компетенция на сегодня крайне востребована нашими заказчиками. НТЦ отличает комплексный подход к обработке, который обеспечивает единое информационное пространство с высокой скоростью доступа к актуальной информации вне зависимости от ее формы и источника. Наибольший интерес у государственных заказчиков вызывают системы обработки мультимедийных данных. Автоматическое извлечение смыслового содержания из большого числа телевизионных и радиопередач, транслируемых на различных языках, с высокой достоверностью в реальном масштабе времени действительно впечатляет. Кроме того, созданные нами комплексы работают и с интернет-вещанием, извлекая из потока информацию, проходящую в бегущей строке, обеспечивается распознавание говорящего по голосу и лицу, распознаются логотипы, графические образы и многое другое.

Современные уникальные технологии распознавания речи, идентификации и верификации диктора, определение языка говорящего, эмоциональная окраска разговора и многие другие, которые  культивируются в нашем научно-техническом центре, вызывают особый интерес у наших заказчиков в государственном секторе.

Одним из интереснейших проектов, где востребованы многие интеллектуальные функции системы, для нас является проект по мониторингу избирательных кампаний, который мы реализовывали и поддерживаем совместно с Российским центром обучения избирательным технологиям (РЦОИТ) при Центральной избирательной комиссии (ЦИК) России.

Программный комплекс, успешно функционирующий уже несколько лет, способен круглосуточно в режиме реального времени обрабатывать телевизионные и радиоканалы, материалы печатных изданий, электронных СМИ и информагентств путем создания единого информационного пространства и применения интеллектуальных технологий работы с информацией. Глубокое качественное изучение информационных фактов и тенденций на основе автоматической аналитической обработки позволяет подготавливать информационные материалы о выявленных признаках нарушения избирательного законодательства, о соблюдении требований законов о равном освещении деятельности политических партий.

В заложенном потенциале комплекса – возможность мониторинга избирательных кампаний, проходящих в странах ближнего и дальнего зарубежья.

CNews: Ваша компания предлагает решения на основе технологий распознавания и анализа разнородных информационных потоков (аудио, видео, текстовых и т.п.). Насколько широко при создании решений вы используете разработки российских ученых?

Алексей Любимов: Вы правы, нами за эти годы проведена серьезная научно-техническая работа, которая позволила создать систему мирового уровня. В нашем комплексе нашли свое отражение десятки, если не сотни, наработок ученых многих стран мира, в том числе, и российских, и это, пожалуй, единственно правильный подход, если стоит задача создания конкурентной системы не только на локальном рынке. Действительно, в нашем коллективе велика научная прослойка, в НТЦ «Поиск-ИТ» трудятся доктора и кандидаты физико-математических, технических, экономических и других наук. Несмотря на свой серьезный научный потенциал, мы постоянно сотрудничаем с учреждениями Российской Академии наук и ведущими научными центрами Европы и США.

CNews: Каков, на ваш взгляд, прогноз развития российского ИТ-рынка в целом и его государственного сектора в частности в 2010 г.?

Алексей Любимов: Учитывая фактическое сокращение затрат государства в 2009-2010 году в целом и посткризисные ожидания руководства крупнейших российских компаний, ИТ-рынок не будет демонстрировать высоких темпов роста в 2010 году. Есть надежда, что этот год стабилизирует рынок и обеспечит предпосылки для дальнейшего развития ИТ-отрасли России. Если же говорить о перспективе 2011 года в российском государственном секторе ИТ, то уместно привести слова министра финансов РФ Алексея Кудрина, которые были опубликованы на информационном портале www.rbc.ru. "Мы также будем увеличивать поддержку в виде закупок в тех секторах, где хотели бы увеличить роль инновационной продукции", - сказал А.Кудрин. Он заметил, что в сфере информационных технологий государственный сектор в 2011г. будет формировать примерно 30% спроса, в дальнейшем этот показатель будет нарастать.

CNews: Каковы планы НТЦ «Поиск-ИТ»на ближайшие годы?

Алексей Любимов: Находясь на острие прогресса, в будущее мы смотрим с оптимизмом. В планах продолжение финансирования высокотехнологичных инновационных разработок с дальнейшей их коммерциализацией. Мы умеем это делать, и нам это нравится. Нам уже тесно в границах России, поэтому рассматриваем возможность продвижения своих разработок на зарубежные рынки.

CNews: Спасибо.

14.09.2010